Сегодня имя завода «Красный пролетарий» ассоциируется с передовым нефтепромысловым оборудованием, сервисным центром дизельных двигателей отечественного и иностранного производства, а также производителем широкого ассортимента продукции. Однако, история этого промышленного гиганта началась в далекие и тяжелые военные годы.
В начале Великой Отечественной войны, когда страна остро нуждалась в топливе, нефтедобычу стали активно осваивать на Урале. В 1941 году было принято решение о перебазировании в этот регион пяти заводов. В город эвакуировались заводы и фабрики со всей страны. Стерлитамак принял Бакинский завод «Красный пролетарий». Так 29 сентября 1941 завод стал частью истории города.
Оборудование состояло из 12 станков, цеха и помещения строились постепенно. Заводчане «Красного пролетария» работали сверхурочно, выполняя спецзадания для нужд фронта по изготовлению боеприпасов для противотанковых орудий. Спустя два месяца после переезда завода в Башкирию была отправлена первая партия снарядов для противотанковой 45-миллиметровой пушки. В 1941 году также был освоен капитальный ремонт узлов бурового оборудования, изготовление емкостей для нефтепродуктов. А уже в 1942 сотрудники оборонного предприятия начали выполнять капитальный ремонт ЧТЗ-60, «Портейбль», «ГАЗ». С 1945 года для иностранных буровых станков «Портейбль» была освоена замена вышедших из строя иностранных моторов на отечественные танковые моторы, отработавшие свой срок.
Заводу «Красный пролетарий» в период войны трижды присуждалось переходящее Красное знамя Комитета Обороны.
Как во времена Великой Отечественной войны, так и сегодня, предприятие АО «Красный пролетарий» активно участвует в выполнении особых задач Министерства обороны, проводя капитальный ремонт дизельных двигателей для военной техники.